Avatar: The Last AirbenderКак ни странно, но изначально я смотреть этот сериал не собирался. Видел на прилавках – но обложка интереса не вызывала, и вообще являла ассоциации с эскимосской мифологией. И только после того, как похвалили во френд-ленте – решил попробовать.
Правильно сделал. Потому что теперь «Аватар» прописался у меня в списке любимой западной анимации прочно и несокрушимо. И не только из-за яркого мира, и великолепной стихийной магии, сращенной с боевыми искусствами, отличия которых очевидны даже при отсутствии волшебной части, не только потому, что я люблю Восток, а приключения Аватара явно о нем напоминают…
Тут же еще и сюжет. И отменные персонажи. И отношения… и, кстати говоря, я уже привык, что при всей суровой американской цензуре авторы анимационных вселенных
Marvel и
DC постоянно протаскивают что-то весьма серьезное. Но вот от канала
Nickelodeon я такого, признаться, не ожидал – а зря.
Тем, кто посчитает «Аватар» просто детским мультом, стоит учесть, что сюжет начинается с мировой войны и истребления народов – что проходит темой сквозь весь сериал. Дальше – больше. Контроль разума, манипуляции, этические дилеммы, смерти в семье, физические травмы… про серию
The Puppetmaster я вообще молчу.
И при всем этом «Аватар» все равно остается симпатичным и оптимистичным в целом сериалом. Как этого добились? Я не возьмусь сказать; лучше посмотреть самим.
читать дальшеОдно из несомненных достоинств «Аватара» – это проработанный мир. Тут нет столь обычных для фэнтези монокультур – некоторые обычаи Северного полюса шокируют выросших на Южном, культура Оммашу и Ба Синг Сё (хотя оба города относятся к Земле) отличается изрядно. Да и стандартного противопоставления «всех хороших против всех плохих» нет; на обеих сторонах находятся и герои, и негодяи, и самые обычные люди со своими достоинствами и недостатками. И герои одерживают победу далеко не всегда. Но, собственно, даже и злодеи не так уж плохи по сути своей – нынешний правитель Страны Огня продолжает то, что начал его отец, тот же продолжал дело своего отца… а тот руководствовался изначально вполне себе просветительскими мотивами. Я уже не говорю об помянутых выше боевых искусствах – каждое движение связано с определенным стихийным проявлением, и выглядит это донельзя органично и правильно.
А еще герои меняются. Не только меняют одежду (что само по себе хорошо – многие мультсериалы заставляют героев десятками серий выступать в одном и том же), но и меняются личностно. Кто-то больше, кто-то меньше – но неизменным не остается почти никто.
Не могу не отметить, что мне упорно кажется – создатели очень любят Страну Огня. Технические новинки там адаптируют с потрясающей скоростью, воевать умеют очень неплохо, из постоянного состава центральных персонажей – половина из этой страны, немалая часть самых эмоциональных серий выпадает на этих самых персонажей и на их родные места… Впрочем, кто их упрекнет? Отнюдь не я, проникшийся понемногу схожими чувствами.
Другие страны, конечно, не обойдены вниманием. Открытые ветрам храмы Народа Воздуха, величественные ледяные города Народа Воды, обширные пространства и могучая архитектура Народа Земли… все это найдет свое место на экране, и будет даже показано в подробностях. Честно, некоторые пейзажи хочется просто рассматривать.
Да и сами народы обрисованы ярко, хоть иногда и мимолетно. Явно составляют свою культуру Огненные лучники Ю-Янь и Земные воины Киоши и Дай Ли, эскадры Огненного флота носят свое название и четкие обозначения… Что ж, это и есть «проработанный мир», не правда ли?
Замечу также, что, пристрастившись к оригинальной озвучке, я рекомендую смотреть «Аватар» именно в ней. Благо озвучены все замечательно – даже в случае Джесси Флауэр, ненамного отличавшейся по возрасту от своей героини. Прекрасно справились с ролью Айро и Мако, и Грег Болдуин… и как всегда великолепен Марк Хэмилл – Хозяин Огня Озай. В частности, все серии с участием Озая я бы советовал смотреть именно в оригинале.
Разумеется, некоторые недостатки у сериала есть. Некоторые серии слабее других, второй и третий сезоны крепче сюжетно и сильнее эмоционально, чем первый. Немного смазан финал – в частности, вовремя подвернувшимся камнем и неожиданным помощником. Да, его мотив прослеживался в течение всего сериала, но ощущение «бога из машины» все-таки осталось. Несколько загадок остались нераскрытыми… хотя нельзя получить всего, правда?
Но достоинства все же перекрывают промахи. И немалая заслуга того – в персонажах, о которых сейчас поговорим.
Аанг, юный Аватар, потенциально самый могучий – и при этом самый миролюбивый из персонажей. И философия Народа Воздуха, и собственный характер заставляют его следовать принципу, высказанному в совершенно ином месте и времени – «Из всех решений выбирай самое доброе»; обычно у Аанга получается. Чего ему постоянно не хватает – так это серьезного отношения к миру; зачастую вероятную проблему он может просто проглядеть… пока не укажут, благо есть кому. И вот тогда он над ней задумается серьезно.
Доля Аватара непроста – и поначалу Аанг не желает ответственности, полагающейся ему по рождению. Но… он все-таки ее принимает, и идет по этому пути. И находит собственное решение там, где, казалось бы, есть лишь два пути (пусть и не без помощи).
Черты характера Аанга особенно хорошо выделяются, когда сравниваешь его с предшественником – Аватаром Року (пусть он и появляется всегда лишь призраком или воспоминанием). Урожденный Огненный – человек более целеустремленный, чем Аанг, обладающий куда более обширным опытом и пониманием мира; он служит наставником, хотя уроки его зачастую понятны не сразу. Благодаря Року мы можем заглянуть в мир до войны и оценить мотивы, лежащие в основе нынешнего противостояния.
С самой первой серии Аанга сопровождает Катара, единственная Водница Южного полюса… и, как впоследствии выясняется – весьма талантливая. Гордая, склонная к поучениям, вспыльчивая… но при этом – заботливая и самоотверженная. А иногда и авантюрная, хотя эта сторона личности приносит ей одни неприятности. А поскольку гордостью, не самым терпеливым характером и авантюризмом отличается и Тоф (мастер Земли в команде)… неудивительно, что поначалу они ругались, а потом – сдружились. Тоф, кстати говоря, свойственно как Земное упрямство, так и Земная верность друзьям и тому, во что она верит. Она не видит мира – но прекрасно чувствует ложь (за редкими исключениями), совмещает высокое воспитание с потрясающим отсутствием манер… но при этом на нее можно положиться. Пусть она и будет над вами язвить.
Сокка, брат Катары, поначалу кажется слабым звеном в команде. Магии в нем нет, планы не срабатывают… однако не сразу понимаешь, что Сокка – очень неплохой и талантливый боец (чем дальше – тем лучше), а его планы становятся все более верными и продуманными. Отсутствие мощи Сокка часто возмещает смекалкой (а иногда и актерскими талантами), что особо видно в третьем сезоне… хотя чувство юмора его не оставляет ни на минуту. И теми же чертами – быстрым соображением и высоким боевым мастерством при отсутствии магии отличается и Суюки, лидер воинов Киоши, одна из многих деятельных девушек сериала. Ей зачастую просто нельзя не восхититься – один эпизод с захватом смотрителя тюрьмы чего стоит… Да и не только он. Суюки входит в команду далеко не сразу, но потом уже трудно представить группу без нее. А что еще роднит ее с Соккой – то, что постепенно они перешагивают ненависть к Огненным, пусть это и непросто.
Зуко – один из самых ярких и полюбившихся зрителям персонажей. Зачастую даже непонятно, симпатизируют ли изгнанному принцу создатели сериала и издеваются над ним; на долю Зуко выпадает больше всего приключений и развития личности… но при этом и неприятностей со стрессами валится на него больше всего. Причем зачастую отнюдь не комичных, совсем наоборот.
Из всех персонажей Зуко прошел, пожалуй, наиболее серьезное превращение за время сериала – от вспыльчивого, безрассудного и одержимого
Нового Аватара.
В целом с тех пор мнение не особо изменилось, хотя надо таки досмотреть оставшиеся шесть серий.