В большей части, вернее даже в подавляющем большинстве (если не во всех, за некоторыми исключениями) прочитанных мной произведений магия и приравненые к ней силы, наподобие сумеречной науки Искр, являет собой исключительно прикладную науку. То есть решает задачи исключительно прикладного характера: создать шестиногую улитку с кислотными зубами, создать что-нибудь, чтобы улететь от этой улитки, разнести улитку на клочки и так далее.
При этом весь инструментарий определяется не уровнем мага и глубиной его понимания предмета, а окружающим миром. Вернее уровнем развития условной "фундаментальной науки" в обществе. Маг-ученик, осваивающий заклинание "свет" и архимаг, изобретающий заклинания остановки времени и создания собственных мини-миров, будут работать в рамках одной и той же системы понятий, отличающийся лишь количественно.
Как следствие, магия получается одновременно разнообразной и ограниченной. Возможно этот самый архимаг уже далеко не первый, кто придумывает подобные заклинания. И весьма вероятно заклинания конкурентов давали эффект практически идентичный или отличающийся на погрешность личных особенностей разработчика.
А вот с фундаментальными разработками у магов обычно все очень плохо. Сходу вспоминается разве что Клаус фон Вульфенбах из Девушки-Гения, который активно занимался вопросом "а как оно работает?" в отношении самой природы Искр. Все остальное обычно сваливается на "маглов", которые в меру сил пытаются двигать прогресс, уворачиваясь от летающих мимо огненых шаров и лучей гиперболоидов. А потом маги переходят с алхимии на сумеречную химию или еще какую-нибудь идею. И продолжают клепать пятиногих улиток.
Но эта проблема еще иногда встречается на страницах и экранах.
Второй момент частично связан с первым, но встречался мне куда реже. Обычно магия предстает в форме единой и всеобщей системы. В некоторых случаях эта система может пользоваться различным внешним аппаратом, в некоторых - нет.
А вот иззменений концепции самой магии я практически не встречал. Вот чтобы маги подумали так и поняли (внезапно или нет), что, оказывается, проблему можно решать совсем по-другому. Или что вообще есть некоторые аспекты, которые не всписываются в классическую теорию магии. Или просто обратить внимание на определенный аспект бытия, который до этого не был серьезно изучен (друиды узнали, что болезни тоже состоят из живых существ - микробов и прочих бактерий, как первый пришедший в голову пример).
Из того, что могу вспомнить, в голову приходит только создание Ордена Гермеса из различных колдовских групп и культов, с формированием новой системы магии, разделением на Формы и Техники, а также формированием общей системы магии (а вот, например Времени как управляемой субстанции там пока нет).
Наверное мог бы получиться интерсеный конфликт, если суметь разработать концепции, старую и новую.